Функциональная грамотность

Мониторинговые исследования по оценке функциональной грамотности в 2022 — 2023 учебном году

На основании приказа Министерства образования и молодежной политики Рязанской области от 12.12.2022 г. № 1569 в декабре-январе 2022 — 2023 учебного года в общеобразовательных учреждениях Рязанской области проводится мониторинговое исследование по оценке функциональной грамотности обучающихся 7-х классов:

  • 15-16 декабря 2022 года — по математической грамотности;
  • 17-18 января 2023 года — по читательской грамотности;
  • 24-25 января — по естественнонаучной грамотности.

Цели мониторинга:

  • определение уровня функциональной грамотности обучающихся 7-х классов всех общеобразовательных организаций Рязанской области;
  • подготовка ОО региона к участию в региональной оценке по модели PISA в 2024 году.
  • Задачи мониторинга:
  • проведение диагностической работы в 7-х классах в компьютерной форме по трем направлениям функциональной грамотности: читательской, математической, естественнонаучной;
  • проверка диагностических работ;
  • анализ результатов диагностической работы по оценке функциональной грамотности;
  • определение направлений деятельности ОО и педагогических работников по совершенствованию форм и методов формирования функциональной грамотности.

Предмет мониторинга: уровень сформированности у обучающихся 7-х классов общеобразовательных организация Рязанской области способности применять полученные в процессе обучения знания и умения для решения учебно-познавательных и практических задач, приближенных к реальной жизни.

Формат проведения мониторинга: диагностическая работа в компьютерной форме, адаптированная под формат Google-форм.

Диагностическая работа состоит из заданий, разработанных специалистами ФГБНУ ИСРО РАО, в основе которых лежат задания международного исследования PISA с сохранением всех концептуальных особенностей.

Диагностические работы проводятся анонимно, данные об участниках в рамках исследования собираются без привязки к ФИО. Обучающиеся с ОВЗ участвуют в мониторинге по желанию.

Выполнение диагностической работы в течение 40 минут. Во время выполнения работы участникам мониторинга и организаторам в аудитории запрещается пользоваться мобильной связью и разговаривать.


Что такое функциональная грамотность?

Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).

Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности  обучающихся МОУ «Сынтульская СОШ»

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:

Финансовая грамотность:

Читательская грамотность:

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)